Самыми распространёнными и доступными синтетическими моторными маслами стали гидрокрекинговые (HC, VHVI). Их причисление к "синтетике" частично можно назвать маркетинговым ходом. Производство гидрокрекинговых масел на начальных этапах схоже с минеральным. Ключевым отличием VHVI стала процедуры переработки нефтепродуктов.
Для производства гидрокрекинговых масел используют нефть, которую разделяют на несколько составных частей. Длинные молекулы продукта расщепляются на короткие, после чего к ним добавляется водород. Процедура позволяет стабилизировать материал и очистить его от лишних примесей. Короткие молекулы способствуют сохранению масляной плёнки на элементах двигателя и достижению оптимальной вязкости при различных температурных условиях. Затем в базовое масло добавляют необходимые присадки.
Очень условно процесс гидрокрекинга можно сравнить с производством молока на заводе. Сперва его добывают, затем разделяют на компоненты, а перед разливом вновь смешивают. Такой подход позволяет добиться стабильного качества. Отличить гидрокрекинговые моторные масла можно по надписям "HC" или "VHVI" на упаковке, а также по результатам независимых испытаний, доступных в интернете.
ПАО и эстеровые моторные масла можно называть полноценной "синтетикой". Полиальфаолефиновые (ПАО) материалы производятся из газов, связанных с добычей нефти. Мономеры этилена и бутилена синтезируются между собой в цепи, что позволяет добиться ряда преимуществ:
Однако, молекулы ПАО имеют слабую полярность, поэтому плохо задерживаются на металлических поверхностях. В подавляющем большинстве случаев полиальфаолефины используются вместе с другими базовыми маслами.
Эстеры стали ещё одним прорывом в области смазочных материалов. Базовые масла этого вида изготавливаются из растительной основы (например, рапсового и кокосового масел), после чего осуществляется нейтрализация карбоновых кислот.
Эстеровые моторные масла отлично показывают себя при холодных запусках. За счёт высокой полярности молекул, на элементах двигателя образуется и долго удерживается смазывающая плёнка. Даже при низких температурах мотор практически не подвергается дополнительной нагрузке. Эстеровые масла не требуют использования специальных присадок-загустителей, которые теряют свои характеристики при эксплуатации.
Для достижения оптимальных характеристик продукта, базовые ПАО и эстеровые масла могут смешиваться между собой. Такой подход обеспечивает отличные свойства смазочного материала. Единственным существенным недостатком решения остаётся его стоимость. Моторные масла с высоким содержанием ПАО и эстеров стоят в несколько раз дороже гидрокрекинговых, поэтому не пользуются высоким спросом.
Популярные масла, основа которых выполнена по технологии гидрокрекинга, являются синтетикой только формально. Они также производятся из нефтепродуктов, а синтез заключается в изменении структуры молекул и очистке. Производство ПАО и эстеров намного сложнее, поэтому их можно считать настоящей синтетикой. Масла с подобной базовой основой служат примерно на 50% дольше гидрокрекинга, но для многих автомобилистов стоят очень дорого.
Что такое эстеры?
Эстеры позволяют обойтись минимумом вязкостных модификаторов (загущающих присадок) в товарном масле, которые со временем разрушаются, и приводят к деградации масла, потери его основных свойств. Масло просто теряет заданную вязкость. Оставляя, кстати, после себя достаточно много грязи в моторе. Дело в том, что вязкость эстера можно задать в момент его производства. Что избавляет готовое моторное масло от дополнительных присадок. Это очень важно.
ДВС устроен так, чтобы свести к минимум внутреннее трение и износ. Достигается это благодаря, так называемому, гидродинамическому трению, когда трение происходит в слое масла, и разделяет трущиеся поверхности не давая им соприкасаться. Все бы ничего, но при пуске двигателя (а это каждое утро) все масло банально стекло под силой притяжения в картер. Масла просто нет в наиболее важных узлах двигателя. Что происходит в момент старта? Несколько первых оборотов коленвала двигатель испытывает масляное голодание. Пока маслонасос не накачает необходимое давление в системе детали трутся друг о друга без смазки. Так ведут себя все масла, кроме эстеровых. Благодаря полярной структуре их молекул, они буквально прилипают к металлу, и надёжно защищают двигатель на пуске или при длительных простоях. Таким образом двигатель полностью смазан всегда. Даже если он не работает. Существует мнение, что практически весь износ у мотора как раз и происходит в момент запуска.
Теперь немного цифр. Максимальная нагрузка масляной плёнки:
минеральная база: 900 кг/см2;
синтетика (ПАО): 6500 кг/см2;
синтетика (эстеры): 22000 кг/см2.