21.04.2024

Отличия гидрокрекингового от эстерового и ПАО синтетических моторных масел

Отличия гидрокрекингового от эстерового и ПАО синтетических моторных масел
Выбор моторных масел на рынке настолько велик, что рядовому автомобилисту сложно разобраться во всех нюансах представленной продукции. Регулярно появляются новые технологии производства, наделяющие смазочные материалы улучшенными характеристиками. Синтетические моторные масла подразделяются на несколько групп в зависимости от способа их изготовления. Изучение темы позволяет найти оптимальный вариант для двигателя своего автомобиля.

Широкой общественности известны три основных вида моторных масел: минеральные, полусинтетические и синтетические. Тип материала определяется в зависимости от используемого базового продукта. Синтетические масла сейчас занимают наибольшую долю рынка продукции для легковых автомобилей, они обладают передовыми эксплуатационными характеристиками и подходят для современных двигателей. Однако, среди них тоже можно выделить несколько подгрупп.

Самыми распространёнными и доступными синтетическими моторными маслами стали гидрокрекинговые (HC, VHVI). Их причисление к "синтетике" частично можно назвать маркетинговым ходом. Производство гидрокрекинговых масел на начальных этапах схоже с минеральным. Ключевым отличием VHVI стала процедуры переработки нефтепродуктов.

Для производства гидрокрекинговых масел используют нефть, которую разделяют на несколько составных частей. Длинные молекулы продукта расщепляются на короткие, после чего к ним добавляется водород. Процедура позволяет стабилизировать материал и очистить его от лишних примесей. Короткие молекулы способствуют сохранению масляной плёнки на элементах двигателя и достижению оптимальной вязкости при различных температурных условиях. Затем в базовое масло добавляют необходимые присадки.

Выбор моторных масел на рынке настолько велик, что рядовому автомобилисту сложно разобраться во всех нюансах представленной продукции.-2

Очень условно процесс гидрокрекинга можно сравнить с производством молока на заводе. Сперва его добывают, затем разделяют на компоненты, а перед разливом вновь смешивают. Такой подход позволяет добиться стабильного качества. Отличить гидрокрекинговые моторные масла можно по надписям "HC" или "VHVI" на упаковке, а также по результатам независимых испытаний, доступных в интернете.

ПАО и эстеровые моторные масла можно называть полноценной "синтетикой". Полиальфаолефиновые (ПАО) материалы производятся из газов, связанных с добычей нефти. Мономеры этилена и бутилена синтезируются между собой в цепи, что позволяет добиться ряда преимуществ:

  • Низкая температура застывания;
  • Высокая температура вспышки;
  • Стабильность к окислению и перепадам температур.

Однако, молекулы ПАО имеют слабую полярность, поэтому плохо задерживаются на металлических поверхностях. В подавляющем большинстве случаев полиальфаолефины используются вместе с другими базовыми маслами.

Эстеры стали ещё одним прорывом в области смазочных материалов. Базовые масла этого вида изготавливаются из растительной основы (например, рапсового и кокосового масел), после чего осуществляется нейтрализация карбоновых кислот.

Эстеровые моторные масла отлично показывают себя при холодных запусках. За счёт высокой полярности молекул, на элементах двигателя образуется и долго удерживается смазывающая плёнка. Даже при низких температурах мотор практически не подвергается дополнительной нагрузке. Эстеровые масла не требуют использования специальных присадок-загустителей, которые теряют свои характеристики при эксплуатации.

Для достижения оптимальных характеристик продукта, базовые ПАО и эстеровые масла могут смешиваться между собой. Такой подход обеспечивает отличные свойства смазочного материала. Единственным существенным недостатком решения остаётся его стоимость. Моторные масла с высоким содержанием ПАО и эстеров стоят в несколько раз дороже гидрокрекинговых, поэтому не пользуются высоким спросом.

Популярные масла, основа которых выполнена по технологии гидрокрекинга, являются синтетикой только формально. Они также производятся из нефтепродуктов, а синтез заключается в изменении структуры молекул и очистке. Производство ПАО и эстеров намного сложнее, поэтому их можно считать настоящей синтетикой. Масла с подобной базовой основой служат примерно на 50% дольше гидрокрекинга, но для многих автомобилистов стоят очень дорого.

 

Что такое эстеры?




Эстеры позволяют обойтись минимумом вязкостных модификаторов (загущающих присадок) в товарном масле, которые со временем разрушаются, и приводят к деградации масла, потери его основных свойств. Масло просто теряет заданную вязкость. Оставляя, кстати, после себя достаточно много грязи в моторе. Дело в том, что вязкость эстера можно задать в момент его производства. Что избавляет готовое моторное масло от дополнительных присадок. Это очень важно.

Отложения разных базовых масел при 275С

ДВС устроен так, чтобы свести к минимум внутреннее трение и износ. Достигается это благодаря, так называемому, гидродинамическому трению, когда трение происходит в слое масла, и разделяет трущиеся поверхности не давая им соприкасаться. Все бы ничего, но при пуске двигателя (а это каждое утро) все масло банально стекло под силой притяжения в картер. Масла просто нет в наиболее важных узлах двигателя. Что происходит в момент старта? Несколько первых оборотов коленвала двигатель испытывает масляное голодание. Пока маслонасос не накачает необходимое давление в системе детали трутся друг о друга без смазки. Так ведут себя все масла, кроме эстеровых. Благодаря полярной структуре их молекул, они буквально прилипают к металлу, и надёжно защищают двигатель на пуске или при длительных простоях. Таким образом двигатель полностью смазан всегда. Даже если он не работает. Существует мнение, что практически весь износ у мотора как раз и происходит в момент запуска.

Теперь немного цифр. Максимальная нагрузка масляной плёнки:
минеральная база: 900 кг/см2;
синтетика (ПАО): 6500 кг/см2;
синтетика (эстеры): 22000 кг/см2.